Адрес: Москва, Аминьевское шоссе, д. 34

+7(495) 792-29-47

+7(906) 622-55-55

Изделия художественной ковки как произведения декоративно-прикладного искусства

Очевидно, что, едва обзаведясь жилищем, человек стал его защищать. Не последнюю роль в этом сыграла ограда, которая, по истечению веков, из простой груды камней трансформировалась в изысканную кованую или литую решетку.


Краткий экскурс в историю

Согласно утверждению специалистов, самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии.

Романские решетки XI-XII веков собирали из вертикальных прутьев. Промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами.

В готическую эпоху растительный орнамент решеток начали покрывать позолотой, что, безусловно, усиливало декоративный эффект.

В эпоху Ренессанса в Италии, когда широкое развитие получает строительство особняков для знати, появляются удивительной красоты ограды, кованые решетки для балконов и интерьеров, множество декоративных металлических элементов, предназначенных для украшения частных садов и парков.

Эпоха барокко сделала орнаментику подвижной. Это достигалось, в частности, сложным чередованием элементов, представляющихся уже великолепными запутанными зарослями; эффектом перспективы: «благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся к ним человеку, кажется, что перед ним открывается проход в глубину, замыкаемую порталом…»

В эпоху рококо решетчатый орнамент становится еще более филигранным. Исчезают последние признаки члененности и симметрии. «Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы».

Даже из краткого экскурса в историю художественной ковки, получившей в указанных европейских странах более раннее, нежели в России, развитие, видно, что
этот вид декоративно-прикладного искусства был явлением живым, развивающимся, отражающим стили и смены эпох, а также расстановку сил на социальной арене.

Будучи декоративной, ограда и решетка всегда тяготела к эстетическому совершенству. Наделенная же прикладной функцией, она была мощной и крепкой. И роль искусного мастера состояла в том, чтобы при выборе декора избежать деталей, которые смогли бы помочь кому бы то ни было перелезть через сделанную им ограду. Для этого у кузнеца всегда имелось немало своих секретов (острые наконечники вертикальных копий; орнамент, не позволяющий легко поставить ногу, чтобы преодолеть данное препятствие; конструктивные особенности нижней части ограды, ограничивающие возможности подкопа, и т.д.).

По данным отечественных историков и искусствоведов, российская художественная ковка достигла наибольшего расцвета к XVIII-XIX вв.
Именно в этот период в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле создаются величественные городские и садово-парковые ансамбли.

Возникает потребность в их высокохудожественном декоративно-прикладном убранстве. Здания банков, периметры парков и садов, газоны и скверы, многие интерьеры богатых домов отныне начинают восхищать современников великолепием изделий кузнецов-художников. Владельцы особняков и резиденций, а также городские власти теперь активно заказывают кованые ограды, перила мостов, фонари, решетки на окна и балконы, лестницы, козырьки для подъездов и т.д., которые, дойдя до нас из глубины веков, свидетельствуют о высочайшем мастерстве их создателей.

Но далеко не во все времена жизнь благоприятствовала развитию этого вида искусства. Недаром говорят: «Когда грохочут пушки, музы молчат». В лихие годы кованые изделия переплавлялись на нужды фронта, а после — восстановления разрушенного народного хозяйства. И даже время спустя заказы мастерам художественной ковки носили лишь эпизодический характер. Многие секреты, отмечают специалисты, тогда были утрачены.

Думается, будет неверно обойти вниманием поистине выдающийся во всех отношениях собирательный образ кузнеца: Мастера и Человека, традиционно пользующегося у народа любовью и уважением. Природный юмор, сметка, завидная сила, тонкое чувство красоты, справедливость и естественность — вот что всегда отличало представителей этого яркого сословия.

Произведения мастеров художественной ковки — словно страницы высокой поэзии. Их серебряные фонтаны, райские птицы, фантастической красоты цветы, декоративные композиции: «Древо жизни», «Времена года» и др., изящные фигурки людей и животных — все полно жизни, движения, исполнено внутренней энергии.


 
Skype: sklevsha
© Студия Ковки «Левша» 1998-2017 - изделия художественной ковки в Москве. Любое копирование материалов и фотографий сайта и использование их в любых целях, без разрешения правообладателя - преследуется по закону.
Студия художественной ковки «Левша» Контакты:
Аминьевское шоссе, д. 34. (вход со двора) 121357 Москва,
Телефон:+7(499) 726-53-84, Факс:+7(499) 726-53-84, Электронная почта: info@sklevsha.ru