Обрабатывать металл с помощью наковальни стали очень давно — приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. Первыми мастерами были кельты, с помощью ковки украшали мечи, столовые и другие мелкие бытовые предметы.
На Руси же распространяться кузнецкое дело стало гораздо позже — во времена Киевской Руси, а период наибольшего подъема датируется 15-17 веками. Мастера обладали поистине золотыми руками и богатым воображением, поэтому кованые изделия были настоящими произведениями искусства. Многие образцы творчества кузнецов того времени мы можем и сейчас наблюдать в музеях и на исторических улицах крупных городов.
Несмотря на развитие чугунного литья (это произошло в 17-19 веках), ковка не сдала позиций вплоть до 19-20 веков. Наиболее сложным оказался для ковки 20 век. Появилось множество новых технологий, позволявших быстро и просто создавать любые металлические элементы — сваривать ограды, штамповать декоративные части и др. Кованые изделия стали встречаться реже, хотя ценность их, как прочных, красивых и уникальных изделий, со временем только увеличивалась.
Мастера кузнечного дела в нынешнее время снова вернулись к истокам и применяют в своей работе те же методы и способы обработки металла, что и древние кузнецы. Но при этом они внедряют и новые технологии — обрабатывают металл красками, защитными составами, декорируют изделия различными способами (чаще всего для того, чтобы создать видимость старой вещи). Современным мастерам доступны для работы любые стили различных эпох.
Типы ковки и процесс изготовления кованых изделий
Ковка бывает двух видов:
холодная — используется в ювелирном деле (чеканка, зернение, рифление);
горячая — используют при создании предметов фурнитуры, различных декоративных элементов и в архитектуре.
Чаще всего кузнецы работают со сталью, железом, медью и латунью. Прежде чем приступить к творческой работе с металлом, мастер обязательно делает набросок будущего предмета и подготавливает необходимые для выполнения штампы и лекала, а уж затем материал разогревают по старинным методикам — на открытом огне в горне. Далее металлическую заготовку помещают на наковальню (они могут быть безрогими или иметь один, два рога). После этого мастер, с помощью специальных инструментов, начинает придавать заготовке желаемую форму, загибать ее и прочее. При этом используются различные кузнечные инструменты — кувалда, клещи, ручники, бородки, молотки, зубила, подбойки, оправки, обжимки, подсечки, наконечники, шпераки. Для более тонкой работы применяют дополнительные инструменты — напильники, шаберы, штампы, резцы.
После того как все изделие готово, его оформляют внешне, если есть необходимость (например, красят).
Конечно, при такой работе не могут получиться штампованные вещи, похожие на заводские. Каждое изделие — произведение искусства, созданное вручную.
Декорирование кованых изделий
Самый востребованный и наиболее красивый и древний способ декорирования кованых вещей — заполнение различных выемок и углублений в изделии цветной эмалью. Эмаль может быть прозрачной (тогда дно углубления шлифуют до зеркального блеска) или нет. Процесс наложения эмали длительный и технологически не самый простой — требует тщательной подготовки состава, самого изделия, сушки и обжига, а в дальнейшем понадобится шлифовка, промывание и снова обжиг. Очень эффектно смотрятся различные кованые изделия с просветами, заполненными цветными стеклами и оконной эмалью (это разного рода фонари, абажуры, решетки для окон и прочее), когда стекло сплавляется с кованой основой.
My comments